Достойный завод с яркой биографией
В этом году Московский электромеханический завод имени Владимира Ильича (ЗВИ) отмечает юбилей
За четырнадцать лет до отмены крепостного права в России происходили любопытные события. Как представляем мы то время? Прошло 35 лет с Отечественной войны 1812 года, улеглась декабристская смута — страна вступила в пору относительного спокойствия. И департамент мануфактур и внутренней торговли поддержал удивительную инициативу московского Мануфактурного отделения: открыть в городе собственное производство машин и техники, прежде поступавших из-за границы. Выгодность новации была столь очевидна, что вскоре идея получила дотацию от казны, и дело завертелось. Так в 1847 году началась история завода, ныне известного как ЗВИ — Завод Владимира Ильича.
Английские корни
Первый машиностроительный завод принадлежал англичанам — предпринимателям Риглею и Гопперу. Дело спорилось: инженер Риглей был даже наделен правом ввозить нужное оборудование из-за границы без таможенных пошлин. Но то, что казалось очевидно прибыльным и изначально получило солидные преференции, вдруг затрещало по швам: вопреки ожиданиям через несколько лет рентабельность предприятия стала так мала, что англичане попросили завод ликвидировать. Почему его не закрыли, сказать трудно. Но на пороге XX века, века техники, предприятие обрело второе дыхание. Заработали цеха, стало больше заказов. В 1895 году именно тут впервые было открыто футбольное поле — любимая забава англичан получила свое «российское» рождение. Слова «футбол», впрочем, в языке еще не было, но азарт появился сразу — на поле с удовольствием сражались друг с другом коллективы цехов, а потом и заводов. Через пару лет вышло даже издание «Ножной мяч», изданное медиком Е. Дементьевым, где подробно излагались правила игры на русском языке.
В 1916 году глаз на завод положил Лев Александрович Михельсон.
Юрист и бизнесмен
Увы, про Льва Михельсона известно не так много. Он блестяще знал юриспруденцию, в 24 года уже практиковал как адвокат, но при этом невероятно интересовался и предпринимательством, позже издавал газету «Голос Москвы», был представителем общества «Русская машина». Родился в 1861 году, а умер в 1919-м, точно не известно где. Он подавал в Париж просьбу о предоставлении вида на жительство. Не там ли?..
У Михельсона был нюх на выгодные вложения. Например, он поверил когда-то в Судженские угольные копи и исправно платил за уголь, не оставаясь в накладе: за хорошую добычу давал деньги, а также «мерку спирта на человека, голову сахара (до 10 кг), 15 аршин ситца…» Вот и в стенах гопперовского завода почувствовал он запах выгоды. Он купил завод в 1916 году. И кто знает, как сложились бы дела, если бы не революция. Но славу свою завод приобрел именно с момента этой покупки столетней давности.
На военные рельсы
…К 1914 году завод делал паровые машины, оборудование для текстильных фабрик. К началу Первой мировой войны завод начал работать на оборонку — делал технику, а с 1916 года — гранаты и снаряды.
Еще до нового владельца рабочие завода «засветились» в полиции — как активные участники событий 1905 года. Тут в цехах бурлили марксистские настроения, а в дни Февральской революции именно «михельсоновцы» выпустили из тюрьмы политзаключенных. В 1917 году рабочие завода проливали кровь в боях за Кремль, бились на Остоженке. Не случайно тут любил выступать вождь революции — Ленин. Именно тут случилось и историческое покушение на него... В Москве днем митингов в то время была пятница. 30 августа Ленин должен был выступать на бывшей Хлебной бирже и на заводе Михельсона. Эсерка Фанни Каплан ранила его, за что вскоре была расстреляна, а Ильич дал согласие на присвоение заводу своего имени.
А до новой войны оставалось недолго. В 1938 году, прознав о том, что в Германии разрабатывают новые реактивные снаряды, начали готовить ответку: группу разработчиков, в числе которых был и Сергей Королев, возглавил Георгий Лангемак. Мобильным реактивным минометам БМ-8 (калибр 82 мм) и БМ-13 (132 мм) суждено будет войти в историю. Именно на бывшем заводе Михельсона была изготовлена первая партия катюш, которые впервые показали себя в деле под Оршей, 14 июля 1941 года и до конца войны наводили страх на немцев.
Всю войну завод работал на фронт. А после войны опять стал мирным — начал выпускать двигатели, бытовые приборы… В советские времена стиральные машины ЗВИ были мечтой и спасением любой хозяйки...