Писательница Мария Семенова: "Яма" Куприна произвела на меня огромное впечатление
7 сентября празднует день рождения классик русской литературы Александр Иванович Куприн. Среди самых известных его произведений - "Гранатовый браслет", "Поединок", "Яма" и другие. Все они отличаются глубиной и психологизмом. Корреспондент газеты "Южные округа" поговорила с писательницей и автором известного романа "Волкодав" Марией Семеновой, чтобы обсудить с ней творчество отечественного классика.
- Мария Васильевна, как относитесь к творчеству Александра Ивановича Куприна? Есть любимое произведение?
- Когда-то на меня произвела огромное впечатление повесть Куприна «Яма», очень психологически нетривиальная вещь. Не столько содержанием, сколько этим психологизмом и созданными Куприным персонажами.
Еще очень нравится рассказ «Сапсан» про собаку редкой породы, представителей которых уничтожили во время Великой Отечественной войны. И сам по себе рассказ от лица пса выглядит очень душевно. Поразительно, как в мире животного разворачивается трагическая история о человеческой подлости. Некоторым людям было бы неплохо прочесть эту вещь – многому бы научились.
- Александр Куприн за свою жизнь перепробовал множество профессий, а писателем, можно сказать, стал совершенно случайно. В этом смысле у вас с ним есть что-то общее?
- Я писателем хотела стать всегда. Вернее, не быть именно писателем, а хотя бы просто о чем-то писать. Но я родилась и выросла в семье ученых, поэтому все, что связано с литературой или иными видами искусства, у нас вообще не считалось за ремесло. Это было что-то, чем можно заниматься сугубо в свободное время. Моя мама могла спросить, например, у режиссера: «Ну хорошо, ты кино снимаешь, ну а делаешь-то ты что?».
У меня были кое-какие технарские задатки, поэтому я окончила технический вуз, о чем совершенно не жалею, после чего десять лет отработала инженером-электриком. А потом меня пригласили штатным переводчиком в издательство «Северо-Запад». С тех пор и живу только на литературных хлебах.
А вообще, попробовать множество профессий, а потом стать писателем – тоже путь, но не мой. Я бы лучше двадцать ремесел освоила, но не для профессионального роста, а просто чтобы знать, как об этом писать.
- Навыки инженера как-то помогают в профессии?
- А как же! В некоторых моих книгах действие происходит в научных институтах, для меня это родная стихия, я знаю, как эта жизнь организована. При этом, не до конца забытая техническая специальность помогает мне не наделать совсем уж глупых ошибок. Хотя я, как я любой уважающий себя писатель, консультируюсь в той области, где не являюсь профессионалом.