Тайны чертановского аэродрома
Как ни удивительно, но многие жители Северного Чертанова не знают, что еще сравнительно недавно тут был... аэродром!
Чертановские краеведы — совершенно особый, очень дотошный народ. Честь им и хвала, заботливым собирателям старины и деталей недавнего времени. Только благодаря их усилиям история района пополняется подробностями. То же самое происходит и с «жизнеописанием» аэродрома — например, относительно его границ краеведы спорят до сих пор. Но пусть в спорах рождается истина. Главное, что он — был!
ЭХО ВОЙНЫ
Чертановский учебный аэродром 2-й Военно-авиационной школы первоначального обучения (ВАШПО) находился на краю крупного в те времена леса, севернее станции метро «Южная».
В 1968 году в газете «Вечерняя Москва» появилась заметка о страшной находке на Кировоградской улице. Прокладывая кабель, рабочий зацепил ковшом экскаватора какой-то металлический лист. Оказалось, это часть обшивки самолета с хорошо различимой красной звездой. Перед изумленными строителями и приехавшими по их сигналу специалистами возникла покореженная часть самолета военной поры.
После заметки нашлись свидетели тогда еще не столь давней истории — бывшие работники ВАШПО. Много сделали для восстановления деталей истории и местные школьники: с их помощью установили номер войсковой части, имена членов экипажа, разыскали и пригласили в Москву родственников погибших. В октябре 1971 года установили и Памятный знак с именами погибших летчиков и винтом разбившегося самолета, а спустя четверть века, 9 мая 1995 года, был открыт мемориал памяти — вертикально стоящее крыло самолета с красной звездой.
Очень многое сделал для его открытия Совет ветеранов. Сейчас за памятником приглядывают ученики школы № 851. Но какова же была судьба аэродрома?
ОБОРОНА ЦЕНОЙ ЖИЗНИ
В октябре 1941 года гитлеровцы на невероятной скорости двигались к Москве по Варшавскому шоссе — разведка сообщала, что их фактически никто не сдерживает. По тревоге подняли пехотные и артиллерийское училища — их решили бросить на Варшавку, чтобы хоть как-то сдержать натиск немецкой армады. Истребительной авиации было поручено задерживать немцев любой ценой — чтобы дать возможность Западному фронту хоть как-то укрепить позиции под Можайском. Героически сражались в том числе и летчики 173-го авиаполка, который дислоцировался на аэродроме в Остафьеве. Ночью 12 октября экипаж одного из самолетов в составе командира Юрия Тихомирова, штурмана Алексея Ончурова и стрелка-радиста Павла Вороны получил приказ бомбить танки врага под Юхновом. Все было против — нелетная погода, плотная облачность, сильный дождь с ранним снегом... Но задание было выполнено. Самолет уже был готов отправиться обратно, когда его настигли зенитки врага. Осколками снаряда, разорвавшегося внутри кабины, убило штурмана...
Пилот Юрий Тихомиров был тяжело ранен, но как-то развернул загоревшийся самолет над Варшавским шоссе. Только дотянуть до Остафьева машина не смогла — спикировав вниз, она врезалась в землю на краю учебного аэродрома в Чертанове. Кабина ушла в землю так глубоко, что останки пилота были извлечены лишь спустя годы...
ВЕХИ ИСТОРИИ
Но откуда же взялся в Чертанове аэродром? Полученные тут перед войной земли ВАШПО использовала для начального обучения пилотов. Исследователи сомневаются, была ли тут взлетнопосадочная полоса как таковая — возможно, она особо была и не нужна. Но бензохранилище и ангар для боеприпасов были точно.
После окончания войны аэродром передали ДОСААФ, он стал гражданским. Тут учили летать планеристов, а кто-то из старожилов вспоминал, что самолеты использовали для обработки близлежащих колхозных угодий, следы которых были видны еще в 1970-е.
В 1949 году владельцем аэродрома стал Второй московский аэроклуб — известный, статусный, имеющий славную историю и историю верно хранящий.
Как уже говорилось, по поводу четких границ аэродрома краеведы до сих пор спорят. Но условно их можно очертить так: между домом № 7 по Чертановской улице и домом № 10, корп. 1, по Кировоградской. В 1960-х годах, считают некоторые исследователи, поле могло расшириться. Анализ фотографий аэродрома, выложенных в сеть Вторым московским аэроклубом, позволил некоторым исследователям предположить, что часть поля располагалась и в районе домов № 15–19 по Сумскому проезду.
Не все еще ясно с «биографией» аэродрома. Но все — в руках неравнодушных краеведов. В сети на форумах люди обсуждают детали, анализируют снимки, и когда-нибудь и в этой истории не останется белых пятен.
СПРАВКА
Историю погибших экипажей летчиков изучала писатель-историк Светлана Ярославцева. Уже были известны имена «тройки» Тихомирова, а в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной она рассказала о другом экипаже, в который входили штурман Н. Герасименко, стрелок-радист Н. Клопоток, стрелок О. Нейланд и, возможно, командир, пилот М. Тревгода.