Сергей Собянин: шесть лет созидания и успеха
Главным достижением команды мэра эксперты считают формирование новой городской среды
Сергей Собянин стал мэром столицы 21 октября 2010 года. Казалось бы — совсем недавно. Но за эти шесть лет мы получили другой город: по комфорту, идеологии развития, динамике жизни. Что же сделано за эти годы?
Наконец-то поехали
Главная проблема, которая стояла перед Москвой осенью 2011-го — пробки. Город прочно занимал первое место в мировом рейтинге городов с самым плохим движением. Сегодня, шесть лет спустя, по результатам исследования голландской компании TomTom, Москва по показателю загруженности по итогам 2015 года перешла на пятую позицию — после Мехико, Бангкока, Стамбула и Рио-де-Жанейро.
— За последние пять лет в Москве было построено и реконструировано более 400 км дорог и развязок, 118 эстакад, тоннелей и мостов, — рассказали «ЮГ» в пресс-службе Стройкомплекса столицы. Причем около 100 км дорог планируется построить и реконструировать по итогам 2016 года.
До 2019 года планируется построить более 450 км дорог, более 100 эстакад, тоннелей и мостов.
Реформа транспорта
— Очень важно, что в Москве состоялась реформа общественного транспорта, — считает эксперт центра «Пробок.Нет» Александр Чекмарев. — Город заменил большую часть парка наземного транспорта, меняет и инфраструктуру метро. Появилось больше десятка новых станций, включая территорию Новой Москвы.
Напомним, метро за последние шесть лет продвинулось далеко за МКАД: в Митино, Жулебино. А в Южном округе открылись станции «Алма-Атинская», «Борисово», «Шипиловская», «Технопарк» и «Зябликово».
Отдельный проект, на который обращают внимание эксперты — завершено создание второго Московского кольца — МЦК. В День города, 10 сентября состоялся первый запуск пассажирского движения.
— Подобного инфраструктурного проекта в России в течение последних десяти лет не было, — считает заммэра Москвы Максим Ликсутов.
МЦК — это 31 станция с 17 пересадками на 11 веток метро. С 10 станций Московского центрального кольца можно пересесть на 9 направлений пригородных электричек. В будущем у каждой остановки построят ТПУ. Кстати, жители Южного округа убедились в важности этого проекта: ведь у нас пять станций нового вида транспорта. Среди них единственная на Кольце подземная — в районе площади Гагарина. Современные «Ласточки», оборудованные Wi-Fi, розетками для гаджетов и туалетами, уже перевозят первые миллионы пассажиров.
Стал удобнее и наземный транспорт. В 2016 году весь он включен в единое Wi-Fi пространство. И уже зарегистрировано более 1 млн уникальных пользователей.
Подключиться к беспроводному интернету можно на 450 остановках наземного транспорта, располагающихся около станций метро, автовокзалов, железнодорожных платформ и других популярных у москвичей объектов.
Велосипед как средство передвижения
До 2010 года в Москве было всего девять километров велодорожек. К концу этого года протяженность их сети выросла до 210 км! Появилась и система городского велопроката. В 2013 году она насчитывала 79 станций и 550 велосипедов.
А в этом году в системе городского велопроката работает уже 3300 велосипедов.
Число станций достигло 300. А еще летом этого года стартовал пилотный проект по прокату электровелосипедов: первые 150 «велов» появились на городских станциях велопроката. Как предполагается, всего за сезон 2016 года в системе проката будет совершено более 1,5 млн поездок.
— В Москве постепенно складывается достойная велоинфраструктура, как в большинстве европейских городов, — считает президент Российского велотранспортного союза Игорь Налимов. — Сегодня кататься на велосипеде можно даже по центру Москвы. Например, по Садовому кольцу, где появились велодорожки.
Воздух стал тише
Автопарк в столице ежегодно растет на 100–150 тысяч автомобилей. Однако атмосфера становится чище.
Так, согласно данным Мосэкомониторинга, в московском воздухе по сравнению с 2014 годом стало на 25 процентов меньше оксида азота, на 20 процентов диоксида серы. Содержание оксида углерода снизилось в среднем на 7 процентов и взвешенных частиц в среднем на 15 процентов.
Существенно уменьшились выбросы сероводорода благодаря ведущейся реконструкции Курьяновских и Люберецких очистных сооружений.
— Снижение загрязнения воздуха стало возможным благодаря запрету продавать на заправках бензин стандарта ниже «Евро-5», обновлению автобусного парка и запрету въезда в пределы МКАД автобусов ниже 3-го экологического класса («Евро-3»), — считает директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.
Кстати, по словам эколога, загрязненность воздуха в Центральном округе снизилась примерно на треть после введения платных парковок. Просто многие москвичи стали приезжать сюда на общественном транспорте.
Результат реформ
С 1988 года для Москвы было характерно превышение смертности над рождаемостью. Через 23 года — в 2011 году — Москва выбралась из этой демографической ямы. С 2011 года город живет в условиях естественного прироста населения: число родившихся устойчиво превышает число умерших. Ежегодно в Москве рождается свыше 130 тысяч детей, что в два раза больше, чем на дне демографического спада 1990-х годов. Вот цифры, которые говорят сами за себя: в 2010 году родились 123 тысячи детей, а умерли 126 тысяч человек. В 2015 году на 143,15 тысячи рожденных приходится 121,9 тысячи умерших.
— Это неудивительно, потому что качество медицинских услуг в Москве — самое высокое в России, — считает ведущий научный сотрудник НИИ организации и информатизации здравоохранения Виктория Семенова. — К тому же в столице, объективно, самый высокий уровень жизни. Горожане могут позволить себе качественно питаться, отдыхать, заниматься спортом. Поэтому, кстати, и продолжительность жизни стабильно растет.
Сейчас она такая же, как в Восточной Европе.
Кстати, средняя продолжительность жизни в столице достигла 77 лет.