Синий заяц с красной морковью
Единственная российская Школа социального волонтерства открыла новый учебный сезон.
Корреспондент «ЮГ» побывал на занятиях в Школе при Даниловом монастыре и выяснил, для чего нужно обучать волонтеров.
Вечер среды, небольшое помещение в малоэтажке на Шуховской улице. Восемь человек собрались в круг, перед ними — преподаватели Андрей Мещеринов и Лидия Алексеевская. Тренинг — для новичков.
— Куда-нибудь ходите? — интересуются ведущие во время знакомства.
Спрашивают они, конечно же, не о культурной программе на вечер. Речь идет о волонтерской деятельности, и в ответ преподаватели надеются услышать название одной из больниц.
Собравшиеся, за исключением двух человек, никуда пока «не ходят». На вопрос, куда бы хотели, ответ, как правило, «к детям».
— Запомните, самое главное — больные дети всегда остаются детьми. И наша задача сделать так, чтобы хотя бы на пару часов в игровой они перестали чувствовать себя пациентами, — говорит Андрей Мещеринов.
Диагнозы и обстоятельства жизни у детей бывают разными. В школе подскажут, как работать с любыми из возможных особенностей.
У «даниловцев», как они себя называют, есть несколько волонтерских направлений: группы, которые работают с детьми, лежащими в отделениях микрохирургии, офтальмологии, гематологии и онкологии, с умственно отсталыми детьми и сиротами. Также есть группы по переписке с заключенными или, например, группа благотворительных ремонтов.
Основная идея школы — поддержка уже существующих волонтерских групп.
Люди, которые на практике сталкиваются с реальными трудностями, такими как эмоциональное выгорание или жалость к подопечному, приходят со своими вопросами на специальные тренинги. Кстати, на эти же занятия могут приходить и люди со стороны. Те, кто только собирается попробовать себя в качестве волонтеров.
— Многие потенциальные волонтеры со временем отсеиваются, бессмысленно собирать группу новичков и обучать ее с нуля, а уже потом допускать до практики, — говорит директор добровольческого объединения «Даниловцы» Юрий Белановский. — Человек приходит к нам с желанием сделать доброе дело. И мы даем ему возможность это желание удовлетворить.
Возможность дают, но и отбирают строго. Об этом не понаслышке знает координатор волонтерской группы в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (ФНКЦ ДГОИ) Александра Соломатина, как-то раз она сама отказалась принять в свою группу добровольца.
— Такое происходит редко, неадекватные люди выявляются еще на первом собеседовании с нашим куратором, — рассказывает Александра. — Тем не менее одной девушке я отказала, потому что поняла, что для меня она будет, скорее, еще одним подопечным, а не волонтером. Нередко бывает так, что к нам пытаются попасть люди, которым самим нужна помощь, мы этот момент тщательно контролируем.
Контролируют и направления, которые выбирают учащиеся школы. Например, третьекурснице философского факультета Алене Сгибневой куратор не позволила переписываться с заключенными — есть вероятность оказаться жертвой манипуляций. Не разрешили ей и в Детско-подростковый наркологический диспансер. Определили в группу при ФНКЦ ДГОИ.
...Пообщавшись с волонтерами, я не смогла остаться равнодушной и отправилась с Аленой к ее подопечным.
В то время как Алена помогает маленькой пациентке Алине сделать анкету для друзей, я подсаживаюсь к семилетнему Коле. Он лепит из пластилина церковь.
Мальчик просит меня помочь соорудить купол.
А когда начинает вырезать пластиковым ножом колокольню, возмущается: — Ну это уже кощунство какое-то. Мало, что ли, большевиков… — А откуда ты про большевиков знаешь? — удивляюсь.
— Я и про Сталина знаю, — многозначительно говорит он.
Затем Коля просит слепить зайчика, и я леплю. Он умиляется, прижимает к себе кривого синего зайца с гигантской морковью и забирает его с собой в палату. Потому что дети всегда остаются детьми.
Программы обучения
1. «Волонтер 1.0»
Эта программа готовит надежного волонтера за четыре месяца. По окончании курса учащимся выдаются сертификаты и рекомендательные письма.
2. «Организатор волонтерской деятельности»
Занятия по подготовке координаторов для тех , кто занимается волонтерской деятельностью.
3. «Игры и творчество для детей»
Курс по работе с детьми для волонтеров, у которых иссякли творческие идеи.
4. «Практикум»
Погружение в работу волонтера. Это обязательный курс, который учащиеся школы проходят по умолчанию.