История по аверсам
Фалеристы читают прошлое с помощью нагрудных значков
Яркие значки пестрят со всех сторон. Это встреча клуба «Истинные друзья фалеристики» в Доме культуры «Нагорный». Около 300 человек за день успевают повидать старых знакомых и пополнить коллекцию новыми сокровищами.
На столах лежат планшетки со значками по темам — кто-то собирает значки с изображением городов, кто-то — с символами Военно-морского флота или космоса. По одной теме в среднем у опытного фалериста накапливается несколько тысяч значков.
Житель района Нагорный Валерий Ануфриев предпочитает тему комсомола и авиации. Он с удовольствием предается воспоминаниям и рассказывает, как же началось увлечение фалеристикой, пожалуй, для большинства участников клуба.
— Я пошел в первый класс в 1945 году. В то время каждая школа имела секцию филателистов — собирателей марок. Они позволяли молодым узнавать о мире вокруг: по картинкам на марках можно было изучать исторические события, города и острова. О фалеристике тогда никто не думал, значки считались чем-то редким и недоступным.
Все изменил первый в Советском Союзе Фестиваль молодежи и студентов. В Москву хлынули жители из регионов, областей, республик и привезли с собой множество сувенирных значков. Незнакомая фалеристика быстро затмила интерес к маркам.
— Все наши 75-летние участники, — обводит рукой заполненный зал Валерий Иванович, — как раз занялись фалеристикой с тех фестивальных дней.
Значки тут же взяли на вооружение пионерия и партия. Их вручали за повышение в должности и разные заслуги.
Постепенно Валерий Иванович стал уверенным экспертом в области фалеристики и даже издал увесистый каталог значков. Материал собирал три года в Ленинской библиотеке.
А уж чего стоила охота за редкими значками! Иногда, чтобы заполучить всего один значок, ему приходилось менять его на две-три сотни своих. Причем по интересной коллеге-фалеристу теме и только с такими значками, которых у него нет в коллекции.
На столе перед нами — планшетки со знаками авиации. Фалерист расшифровывает символы. Вот изображен самый передовой самолет в мире — Ту-144 на 350 человек. Он пролетал несколько лет и был снят с производства. Опередил свое время, рассказывает Ануфриев. Еще не изобрели такие мощные двигатели, которые могут обеспечить безопасность его полета.
Это показал инцидент на парижском авиасалоне в 1973 году, когда во время демонстрации самолет развалился. Может, со временем Ту-144 снова выйдет на линии, но уже с более мощными моторами, предположил наш рассказчик.
На другом значке рыба-самолет взмывает в небо. Такие выпускает конструкторское бюро самолетов-амфибий: они могут взлетать с воды и садиться на нее. А вот самолет Як-18Т, на котором летала Елена Савицкая, вторая в мире женщина-космонавт после Валентины Терешковой.
— Интерес к фалеристике заметно падает, — сокрушается Валерий Иванович. — Молодых в клубе почти не найти, максимум от 30 лет. Ануфриев пробовал привить интерес своим пятерым внукам, но фалеристике сложно тягаться с новым увлечением молодежи — компьютерными играми.
— Бывает, приду в гости к знакомым, говорю, мол, а покажите-ка, где у вас шурупы и гвозди лежат. А там, как ни удивительно, всегда значки найдутся, — усмехается фалерист.
Правда, иногда отцы и дедушки все же приводят детей, те с визгом бегают от стола к столу: «Смотри, значки Олимпиады в Лейк-Плэсиде, а вот в Саппоро!» И пенсионеры тихо радуются — пока есть пытливые умы, фалеристика будет жить.