Денис Мацуев: Рахманинов помог мне бросить курить
Страна услышала о талантливом музыканте Денисе Мацуеве после того, как он победил в XI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Прошло не так много времени, и вот уже партнерами Дениса Мацуева по сцене являются знаменитые мировые коллективы, оркестры мечтают выступать с ним, а рабочий график пианиста расписан на год вперед. Он открывал московскую Олимпиаду. Его с восхищением слушают в Большом зале Московской консерватории и Мариинке, в Theatre des Champs Elysees в Париже и Carnegie Hall в Нью-Йорке, Musikhalle в Гамбурге и Mozarteum в Зальцбурге, Musikverein в Вене и Royal Festival Hall в Лондоне, театре la Scala в Милане и Suntory Hall в Токио.
– Денис, помните ли вы момент, когда ваши родители поняли, что у них растет очень талантливый ребенок?
– Я этого не помню, но отец рассказывал, что однажды в три года я подошел к пианино и по слуху исполнил мелодию, звучавшую во время демонстрации прогноза погоды по телевизору. Указательным пальцем правой руки.
– Ваши родители – преподаватели музыки?
– Папа – композитор и пианист, мама – педагог по фортепиано. Так что с детства я слышал постоянные беседы, крутившиеся вокруг музыки. Вначале игре на фортепиано меня учил отец, потом я поступил в музыкальную школу Иркутска, где мы жили. Мои бабушка и дед вкладывали в меня очень многое: домашнее воспитание, учителя по иностранным языкам. Но, скажу по секрету, в те годы я больше увлекался хоккеем и футболом, нежели пианино. Спорт даже привел к травме – я сломал руку. Образ маменькиного сыночка в очках и с папочкой, отправляющегося на музыкальный урок, ко мне ну совсем не подходил. И то, что мой путь – это музыка, я понял сравнительно поздно, уже поступив в консерваторию.
– Как вас при таком воспитании родители отпустили учиться в Москву одного?
– А они поехали вместе со мной. Ехать я не хотел из-за футбольной команды, в которой играл, но они взяли логикой, приведя довод, что в Москве я могу смотреть матчи моего любимого «Спартака» прямо на стадионе. Так что я поехал в Москву смотреть футбол. И только позже осознал, на какие жертвы в действительности пошли ради меня родители. Ведь мой отец был не последним человеком в Иркутске, на нем лежала вся музыкальная жизнь города, потому что он заведовал музыкальной частью в Драматическом театре, ставил спектакли, преподавал в театральном училище. Да и мама была ведущим педагогом и в музыкальной школе, и в педагогическом институте. Все бросив, они ради меня поехали в 1991 году в столицу. Они очень верили в меня.
– Насколько критично вы относитесь к своему творчеству?
– Очень критичен, пребываю в постоянном сомнении относительно своего исполнения. Строгие критики и мои родители. Кроме того, я всегда прислушивался к мнению дирижеров, с которыми мне посчастливилось работать. Я благодарю судьбу, что она свела меня с ними, так как без них я не знаю, чего бы достиг. Есть на кого равняться, я застал многих великих людей, со многими поиграл вместе.
– А правда, что благодаря Рахманинову вы когда-то бросили курить?
– Это любопытная история. Более десяти лет назад в Париже я исполнял Третий концерт С. В. Рахманинова. И после выступления внук великого композитора зашел ко мне и предложил «сделать огромный подарок» в обмен на то, что я навсегда брошу курить. Его великий дед скончался от рака легких, будучи заядлым курильщиком, и для Александра Борисовича Рахманинова это всегда была больная тема. Он сам вел здоровый образ жизни, в свои преклонные годы занимался скалолазанием. Помню, мы потом как-то сидели на потрясающем Люцернском озере, и на мой наивный вопрос, сможет ли он залезть «во-о-он на ту высо-о-кую гору», он буквально потряс меня ответом, что «эта гора – для бабушек, мои горы – по круче!»
Александр Борисович подарил мне два новых произведения своего великого деда, которые никогда никто не играл. Для меня это был судьбоносный момент: я записал эти произведения у него в доме, в Люцерне, играя на инструменте гения. Это было невероятно. Рояль Рахманинова находится в уникальном состоянии. Какой звук! Сейчас таких и не выпускают. Новые произведения представляли голые ноты, без нюансов, без темпов. То есть мне выпала честь первооткрывателя, соучастника процесса – никто ведь не знал, как эту музыку следовало играть, ее до тех пор никто не слышал. Представляете, какая ответственность? Не мне судить, насколько хорошо это у меня получилось, но восторг был невероятный, и испытание было еще то!
ДОСЬЕ
Денис Мацуев – российский пианист, лауреат Государственной премии РФ. Известность пришла к Мацуеву в 23 года, после победы на XI международном конкурсе им. Чайковского. В 2015 году занял 36-е место в списке лучших пианистов современности.