Жить будет
Сердечно-сосудистый хирург отделения кардиохирургии Городской клинической больницы им. В. М. Буянова Игорь Хамнагадаев рассказал «ЮГ» об уникальной операции на сердце, которую проводил он и его команда. Сложнейшая операция состоялась полгода назад. Все это время врачи следили за состоянием пациента и не говорили раньше времени о результатах.
—Игорь Алексеевич, что случилось с пациентом?
—Пациент в возрасте 66 лет страдал желудочковой тахикардией. Это нарушение ритма работы сердца является одной из ведущих причин внезапной сердечной смерти. Хирургическим под- ходом к лечению является катетерная абляция (прижигание патологического очага, вызывающего аритмию. — «ЮГ»).
—В чем заключается смысл катетерной абляции?
—Для выполнения этой операции в большинстве случаев используется радиочастотная энергия. Катетер диаметром до трех миллиметров по сосудам проводится внутрь сердца, устанавливается в области патологического очага. При этом часть сердца, причина аритмии, согревается до +400 градусов по Цельсию и перестает функционировать.
—Так и было выполнено у пациента?
- Нет. Проблемный участок находился в миллиметре от ствола левой коронарной артерии, которая обеспечивает кровоснабжение половины сердечной мышцы. Радиочастотное воздействие в этой области привело бы к неминуемой гибели пациента.
— И как вы поступили?
—Альтернативный подход — криокатетерная абляция. В отличие от радиочастотной в данном случае патологическая ткань охлаждается до –700 градусов. Преимущество данной технологии в том, что при устранении аритмии артерии сердца не повреждаются, даже если находятся в непосредственной близости от зоны воздействия.
—Как прошла операция?
—Патологический очаг был успешно устранен. Продолжительность операции составила около двух часов. Мы амбулаторно наблюдали больного в течение шести месяцев — нарушения ритма сердца не возникали.
—А в чем уникальность операции?
—Понимаете, вообще расположение патологического очага в данной области — достаточно редкое явление. И впервые в мире устранение аритмии было проведено настолько близко от коронарной артерии.