Балет и джумба возрасту покорны

19 июня 2015 года. Геннадий Васильевич со своей дочерью Аленой, артисткой балета Большого театра. Фото: из личного архива
19 июня 2015 года. Геннадий Васильевич со своей дочерью Аленой, артисткой балета Большого театра. Фото: из личного архива

Когда Геннадий Ледях рассказывает историю своей жизни, мгновенно увлекается. Фамилии, случаи, великие люди. Кажется, слушаешь сценарий к фильму.

СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР

Фильм этот о том, как мальчишка-сибиряк, с четырех лет мечтающий стать киноактером, вырос в солиста балета Большого театра, заслуженного артиста РСФСР, именитого балетмейстера, чьи постановки покорили лучшие европейские сцены. 31 марта Геннадию Васильевичу исполнится 90, а он — не о болячках и о лекарствах, а о работе да о работе. Откуда силы? Говорит, черпает их в своей собственной природе.

— Я всю жизнь таким был — спортивным, энергичным и настойчивым, — усмехается юбиляр, который давно живет в Южном круге Москвы. — Обь на веслах туда и обратно переплывал.

Я же сибиряк. Моя сибирская природа всегда помогала. И в балете тоже. Ведь у меня даже не было специального хореографического образования, зато было огромное желание стать артистом. Было такое упорство, ого-го! Я с детства сам ходил по домам культуры, записывался в кружки, декламировал стихи в госпиталях, выучился танцевать чечетку, пел на концертах.

Я родился артистом. Когда меня спрашивали, что ты умеешь, я отвечал — все! И не преувеличивал. Странно, но Ледях и в балет-то попал случайно: просто пришел за компанию с другом на пробы в труппу Новосибирского театра и остался в балете навсегда. Если сказать, что будущий заслуженный артист РСФСР очень много тренировался, — значит не сказать ничего. Состоявшемуся в Новосибирске балеруну-самоучке в Москве пришлось доказывать, чего стоит. Чтобы попасть на обучение в балетный класс, Геннадий Ледях, уже не проходивший по возрасту в младшие группы и не имеющий достаточного опыта для зачисления в старшие, просился то к одному педагогу, то к другому, пока его не приняли. Чтобы нагнать остальных, он тренировался у балетного станка ночами, а чтобы стать не хуже своих учителей, ставил перед собой задачи, говоря себе — они тоже люди, если они умеют так танцевать, значит, и я смогу.

До сих пор каждый новый день Геннадий начинает с контрастного душа и гимнастики. А заканчивает «сном на иголках»: аппликатор с острым частоколом — под затылок, поясницу — и отдыхает. На утро — снова душ и гимнастика.

В таком почтенном возрасте именитый балетмейстер мог бы лежать на кровати и жаловаться на ломоту в костях. Все бы поняли. Но какой там! — Для меня мучение валяться дома и ничего не делать, — говорит Геннадий Васильевич. — Сразу плохо становится. Я до сих пор исправно хожу на работу.

Своей нынешней работой бывший солист Большого называет собственную Школу классического танца, которую открыл еще в начале 1990-х во Дворце культуры «ЗИЛ». И с тех пор занимается воспитанием будущих танцовщиков.

1950–1960-е годы. Геннадий Ледях в балете «Лауренсия», исполняющий партию Фрондосо
1950–1960-е годы. Геннадий Ледях в балете «Лауренсия», исполняющий партию Фрондосо. Фото: из личного архива

Я, МОЖЕТ, ТОЛЬКО ЖИТЬ НАЧИНАЮ

Простоквашинский почтальон Печкин говорил: «Я, может, только жить начинаю, на пенсию перехожу». Можно сказать, что эта мультяшная шутка для другой жительницы Южного округа, Любови Замиловой, — чуть ли не кредо.

В отличие от Геннадия Ледяха сибирской природой она похвастаться не может, но активностью балетмейстеру не уступает.

Вот, что она видела раньше, пока работала, воспитывала двух дочерей, потом пятерых внуков, когда беды жизненные переносила, из неприятностей выпутывалась? И говорить не стоит. Себе — ничего, все другим. Внимание, заботу, время. Семье и начальникам, жизненным испытаниям Любовь Замилова долг отдала.

— Теперь я живу для себя, — говорит Любовь Алексеевна. — Узнаю новое, многим интересуюсь, занимаюсь в кружках и секциях, очень хочу вступить в ряды волонтеров, интересуюсь «Серебряным университетом»: когда узнаю подробнее, обязательно пойду. Я человек активный. В силу своего характера мне важно быть причастной и нужной.

Замиловой скоро 70: для нее — это не тот возраст, чтобы сдаваться. Напротив, Любовь Алексеевна убеждена: активный человек должен своей энергией делиться с окружающими. Не даром в ТЦСО «Царицынский», куда Замилова впервые пришла лет десять назад за помощью, ее называют старостой.

— Пожилым людям часто не хватает простого общения, — рассказывает Любовь Алексеевна. — В ТЦСО они его находят. А плюс к этому занимаются спортом, творчеством — в общем, продуктивно проводят время. Достаточно посмотреть на наших девчонок, которые ходят на джумбу (танец, движения которого адаптированы для пожилых. — «ЮГ»). Видно, что им очень нравится.

Любовь Алексеевна и сама ходит на эти занятия — кружок открылся в марте в рамках новой программы, — но ей одних танцев мало.

— Я бы на фитнес с удовольствием ходила, — говорит пенсионерка. — На скандинавскую ходьбу. Надеюсь, что джумба — только начало программы, что впереди еще много интересного.

Как бы, может быть, банально для кого-то ни звучало, но занятия в ТЦСО возвращают ей молодость.

— Утром сходишь на танцы, и заряд бодрости на весь день, — улыбается она. — И настроение отличное. Да, мне 69 лет, и я не хочу сидеть в четырех стенах перед телевизороми, а хочу жить полной жизнь. И я ею живу.

КСТАТИ

«Серебряный университет» недавно выпустил первых студентов — 2780 человек. В ближайшие дни начинается прием нового потока. С апреля студентами станут 9 тысяч горожан. Присоединиться может любой москвич пенсионного возраста. Подать заявление можно в ТЦСО (нужно удостоверение личности и СНИЛС).

Новости партнеров
Полезные ссылки