Павел Лунгин: Встреча с генералом Николаем Ковалевым вдохновила снять фильм
Известный режиссер Павел Лунгин заканчивает работу над фильмом «Братство», который появится на экранах 9 Мая 2019 года — в День Победы. Новая киноработа режиссера рисует максимально правдивую картину событий тридцатилетней давности и отчетливо показывает, что на войне — особенно, если эта война вот-вот закончится — никогда ничего не идет по плану.
— Павел Семенович, следуя заповеди Мейерхольда, в каждой своей новой работе вы уходите как можно дальше от предыдущей? Предыдущим вашим фильмом была «Дама Пик»…
— Фильм «Братство», который выйдет 9 Мая — в День Победы, — о выводе советских войск из Афганистана. Важно, что это именно выход. Так как сделать это всегда сложнее: надо с одной стороны сберечь людей, а с другой — осмыслить, почему нужен в данный момент этот выход. А для этого нужно переосмыслить и оценить все то, что произошло. Это лента о рядовом терроризме. Она основана на документальных событиях — вывод 108-й дивизии через перевал Саланг, который контролировали моджахеды. А с ними надо было договориться.
— А какая главная мысль фильма?
— Я бы лучше сказал о главной теме. Помните фильм «Они сражались за Родину»? Вот там замечательно показан непарадный героизм. Мы хотели показать, как в подобных условиях зарождаются подлинно героические проявления и настоящая дружба. И как война ставит большое количество моральных вопросов перед людьми.
В нашей картине герои пытаются договориться о перемирии с моджахедами, но это не просто, потому что к ним в плен попадает советский военный пилот. Возникает сложная политическая игра, в которой каждый вовлеченный в нее — штабисты, исламисты, спецназ, разведка, чиновники правительства — блюдет свои интересы. В центре этой воронки как раз и оказываются солдаты разведроты, которым важнее всего выйти, не бросая своих на поле боя.
— Сценарий вы сами писали?
— Его написал мой сын Александр Лунгин. Но потом мы работали все вместе — сидели в архивах, раскапывали эту историю. Но в основном — это его идея.
— Что вам больше всего запомнилось на этих съемках?
— Как всегда это бывает, самое главное в нашей жизни — это встреча с людьми. Для меня важным и основным во время съемок была встреча с Николаем Дмитриевичем Ковалевым, который служил тогда в Афганистане. Собственно, он и проводил эти переговоры с моджахедами. Потом судьба его кидала: он был и директором ФСБ, и генералом армии запаса, а сейчас он — депутат Госдумы. И знакомство с этим очень скромным человеком, что совершенно неожиданно для боевого генерала, как раз и обратило наше внимание на эту тему. Фильм основан на его личных воспоминаниях.
— А где проходили съемки фильма, в каких местах?
— Мы снимали в трех районах Дагестана: в горах в Гунибе — там есть село, внешне похожее на афганский кишлак; затем в Буйнакске и в древнем городе Дербенте.
— Картина сложнопостановочная. У вас были какие-то трудности в процессе съемок?
— Не поверите! Сложностей вообще не было. Нам все вокруг очень помогали. В Дагестане легко и приятно работать — советую всем кинематографистам.
— У вас наверняка в кадре едут танки и летят самолеты. Где добывали технику?
— Всю технику нам дала армия. Только не самолеты, а вертолеты. Сегодня вполне можно снимать любые крупномасштабные проекты, было бы финансирование. Деньги на фильм нам выделил Фонд кино.
— Вы довольны работой актеров?
— У меня всегда очень интересно работают актеры. Кирилл Пирогов, Федор Лавров, Олег Васильков, Виталий Кищенко. Ян Цапник сыграл хорошую комедийную роль. И очень интересное новое актерское лицо появилось у нас — Антон Момот. Он из Петербурга. Думаю, что у него большое будущее.
ДОСЬЕ
Павел Лунгин в кино дебютировал как сценарист в 1976 году — семейным фильмом «Все дело в брате». Затем по его сценариям были поставлены известные картины «Конец императора тайги» (1978) и «Непобедимый» (1983), «Все наоборот» (1981), драмы «Попутчик» (1986), «Христиане» (1987), «Восточный роман» (1992). Первый свой фильм «Такси-блюз» Лунгин снял в 40 лет.