История о том, как технологии и искусство встретились в виртуальной реальности
Датчики, джойстики, очки виртуальной реальности... Нет, речь не о фантастическом фильме или киберспорте. Кто бы мог подумать, что таким в скором времени может стать набор инструментов современного художника. С 16 по 21 июля в Культурном центре ЗИЛ живописец Владимир Карташов работал над проектом Arcadia. Любой желающий в эти дни мог понаблюдать за тем, как в режиме реального времени создается картина в виртуальной реальности. Новый проект молодого художника оказался тотальным экспериментом не только для корреспондента «Южных горизонтов», но и для самого художника.
До того момента, как Владимир получил приглашение от ЗИЛа, он никогда не пробовал рисовать в программе с технологией VR (от английского сочетания virtual reality — виртуальная реальность). Поэтому сначала ему необходимо было понять, как с ней работать.
В двух словах это выглядит так: в помещении устанавливаются датчики, которые формируют пространство для творчества. Художник запускает компьютерную программу для рисования через специальный онлайн-сервис с помощью интернета. Потом берет в руки кисти-джойстики, надевает VR-очки и с помощью виртуальной палитры создает картину в объемном пространстве, существующем только в цифровой среде.
По словам художника, освоить программу оказалось несложно. В ней есть такие же кисти и краски. Главная трудность — понять специфику работы в виртуальном пространстве.
— Это, конечно, очень странное ощущение. Ты будто делаешь скульптуру, но не отсекая, а создавая множество мазков, осваивая пространство. Еще когда рисуешь красками, то бессознательно намешиваешь цвет. А здесь приходится, как машине, все продумывать, механически регулировать каждый мазок, нажатие, размытие... А чтобы ориентироваться в этом пространстве, необходимо сначала создать некий каркас. И только потом этот эскиз я словно обшиваю краской, — поделился ощущениями живописец.
Работая над проектом, художник в некотором смысле совершил путешествие во времени. Владимир признался, что этот эксперимент напомнил ему историю древних времен, когда творцы, еще не выработав никаких живописных канонов, мало представляли, как можно выразить рождавшиеся у них в головах образы. Для художника работа в виртуальном пространстве оказалась такой же terra incognita (латинское выражение, означающее нечто неизвестное).
Если верить живописцу, до сих пор никто не пробовал создать в виртуальной реальности произведение современного искусства. Однако для развлечений, сохранения исторического наследия и в научных целях VR-технологию используют уже давно. Сейчас ее активно применяют в компьютерных играх. Многие VR-технологи реализуют образовательные и просветительские проекты. Например, рассказывает Владимир, существуют отсканированные карты гор, которые можно скачать и самостоятельно исследовать без какой-либо экипировки.
— В чем состоит суть нашего эксперимента? Никогда еще не было проекта, когда классическому художнику, как я, который окончил художественную академию, обучился ремеслу, давали бы возможность творить в виртуальной реальности. Были попытки перерисовать уже существующие произведения, но никто не создавал картину с нуля, — объясняет мастер.
Таким образом, художник оказался в авангарде процесса сращивания новейших современных технологий и искусства.
Работа над фреской позволила Владимиру Карташову задаться рядом на данный момент нерешенных или вовсе не обсуждаемых вопросов, дала время поразмышлять над ответами, а также начать дискуссию в сообществе современных художников.
— Мы хотим понять, насколько будет отличаться восприятие реальной картины и VR-картины? Это такая задача, над которой интересно порассуждать, подумать. Кроме того, что будет конечным продуктом? Что можно будет им считать? Что такое VR-живопись? Как это можно будет продать? Тоже вопрос, — считает живописец.
Пока художники думают о том, как будет выглядеть искусство будущего, мы, люди, пока еще ни разу не покидавшие границы действительности, пытаемся по мере возможностей разобраться в тонкостях искусства дня сегодняшнего. Оказалось, художники нам сочувствуют.
Владимир говорит, что освоение технологии происходит быстро. Хотя в России процесс идет с трудом.
— Здесь к современному искусству какое-то специфическое отношение. А тут еще какой-то VR, то есть современное искусство, переложенное в цифровую обложку. Еще не закончен дискурс с концептуалистами (считают, что идея художественного произведения должна преобладать над его формой), а мы уже говорим про VR-технологии. Правда, это очень сложно понять, — сочувственно улыбается художник.
А еще не все различают художников и дизайнеров.
— Многие задаются вопросом: почему этот человек, который коряво что-то намазюкал на бумажке, художник, а тот, кто нарисовал красивого персонажа компьютерной игры, дизайнер? Ответы на эти вопросы есть, но людям сложно за десять минут все объяснить, — рассказывает живописец.
Владимир и не гонится за зрителем, потому что сам прекрасно понимает, что его работы воспринимаются большинством людей как весьма специфические.
— Такие проекты обычно не выходят из того вакуума галерей современного искусства. Это выглядит как оазис, где сидит человек, которому дали оборудование, и он что-то там пишет. То есть такое творчество пока еще совсем для узкого круга людей, — говорит художник.
Но вернемся к картине. Хотя бы здесь Владимиру Карташову не пришлось ничего изобретать. Многие персонажи его живописных полотен просто обрели виртуальных двойников. Например, животные из африканских саванн или белоснежные дроны, занявшие место птиц.
Художник вдохновлялся образами театральной сценографии эпохи барокко, представлениями о рае и аде людей XVIII века.
Если честно, картина на проекционном экране значительно проигрывает той, что предстает перед глазами, когда надеваешь очки. Погрузившись внутрь изображения, ты как будто оказываешься на крохотной планете, парящей в бесконечном темном космическом пространстве.
И в этом мире, в отличие от земной реальности, нет гравитации. По мановению волшебного джойстика вы можете воспарить к водорослям, спускающимся серпантином на чудесную долину с ее холмами и гротами, или оказаться в страшной темной пещере, в глубине которой видна раскаленная магма.
Несмотря на то, что в картине изображен фантастический мир, все детали кажутся довольно реалистичными. Путешествуя по виртуальному полотну, мне все время хотелось пощупать листья гигантской пальмы, погладить шерстку крохотного олененка, почувствовать дуновения ветра, завивающего плащ таинственного всадника и гриву его вороного коня...
В результате эксперимента... А что же должно было получиться в результате? Оказалось, сам процесс. Художник не ставил себе определенной цели в работе над картиной, кроме той, чтобы попробовать создать нечто прекрасное в неизведанном пространстве виртуальной реальности. Неслучайно организаторы проекта решили открыть для всех временную мастерскую живописца.
Возможность понаблюдать за созданием художественного произведения и была главным предметом этой экспозиции. Кстати, Владимир Карташов рассказал, что на его работу приходили посмотреть студенты из американского колледжа, которые занимаются VR-технологиями, а еще семьи с детьми. Художник даже давал ребятам возможность нарисовать что-нибудь с помощью джойстиков и очков виртуальной реальности. Представляю... Они, наверное, как и я, были одновременно и в шоке, и в восторге.
Итак, эксперимент окончен. Виртуальная картина отправляется на хранение в облачное хранилище до востребования. Владимир Карташов — на фестиваль, куда его пригласили создавать новый VR-проект. А я — в реальный мир на поиски новых историй о неожиданных встречах технологий и искусства.