Будущее за ними: о том, как ребята «умных» роботов создают
Интересы у многих людей формируются с детства. Одни начинают увлекаться разными видами спорта, другие — актерским мастерством. Есть и те, кто находит свое призвание в техническом творчестве. Сейчас дети с малых лет начинают посещать развивающие занятия и секции. Для ребят, которые проявляют интерес к механике и электронике, функционируют робототехнические кружки. Такой есть и в Центре досуга и спорта «Вертикаль» в Москворечье-Сабурово. Называется он «Мой робот». Там школьники собирают и программируют простые и сложные механизмы. Наставник юных инженеров Сергей Кушков в течение пяти лет является руководителем секции.
Сейчас в кружке занимаются десятки ребят с первого по одиннадцатый класс. Многие из них — неоднократные призеры и чемпионы городских и всероссийских соревнований.
Юные инженеры создают роботов со сложным программным обеспечением. Такие механизмы автономные. Например, они способны самостоятельно ориентироваться в лабиринте. Для того чтобы из простых элементов сделать «умного» робота, используют специальные устройства: датчики освещенности, цвета, наклона, температуры, а еще микрофоны и двигатели. Это позволяет ребятам создавать разные механизмы. Роботы могут быть гоночными, балансирующими, шагающими, играющими в футбол, летающими и даже борцами-сумоистами. Одним из изобретаемых в кружке механизмов являются машинки, которые самостоятельно передвигаются по черной линии.
Недавно, 26 сентября, в ЦДиС «Вертикаль» провели внутреннее соревнование в этой категории роботов. В таких состязаниях выигрывает тот механизм, который преодолеет дистанцию полигона за наименьшее время. Свои изобретения представили ребята из школы №1579. Это соревнование стало для юных инженеров не только защитой дипломного проекта, но и генеральной репетицией к ежегодному Международному фестивалю «РобоФинист». Его проведут с ноября по декабрь в Санкт-Петербурге.
Ребята протестировали автоматизированные изобретения и испытали их перед поездкой в северную столицу. Они уже подали заявки на участие и в случае прохождения отбора посоревнуются более чем с 50 командами из разных городов России и ближнего зарубежья. Это масштабное мероприятие проведут уже в шестой раз.
— Устройства, которые собрали ученики, созданы на уровне программы высших технических учебных заведений. Мальчики посвятили изучению робототехники уже несколько лет, смастерили за это время много интересных автономных механизмов. Ребята и сейчас собрали отличные изобретения, у каждого из них высокие шансы на победу, — рассказал Сергей Кушков.
Воспитанники кружка посоревнуются в категории «Следование по узкой линии экстремал: образовательные конструкторы». Для этого ребята создали роботов, которые от нажатия кнопки самостоятельно передвигаются по черной полосе с помощью датчика света. По пути они преодолевают повороты под прямым углом, перекрестки и препятствия. Таких роботов юные инженеры собрали на базе образовательных конструкторов российского производителя — он состоит из знакомых всем деталей, но более продвинутых.
— Создание одного устройства занимает у ребят около месяца. В первую очередь нужно построить механическую составляющую — это основа, без нее никакой робот не получится. Затем его нужно запрограммировать. Алгоритм, по которому такие механизмы функционируют, очень сложный. Он аналогичен тем, что используются в автопилоте в самолетах и автомобилях, а еще в баллистических ракетах. В этих роботах даже присутствует немного искусственного интеллекта, — отметил Сергей.
Преподаватель кружка рассказал и об участниках, которые представили свои устройства на внутренних соревнованиях и готовы отправиться с ними на «РобоФинист».
Самый юный в команде — Тимур Касаев. Он учится во втором классе, и занимается инженерией с первого. Его машинка преодолела дистанцию полигона за 28 секунд.
Иван Рогов — ученик третьего класса, созданием роботов он занимается с первого школьного года. На прошлом «РобоФинисте» Иван занял четвертое место в похожей номинации, с ним посоревновались около 30-40 человек. Это подогрело соревновательный дух юного инженера, и в этот раз он претендует на победу. На это есть все шансы. Его робот оказался самым быстрым на внутренних соревнованиях — проехал трассу чуть больше, чем за 26 секунд.
Другой участник, Илья Дук, тоже занимается инженерией третий год. Сейчас он учится в четвертом классе. Его автоматизированный механизм проехал по черной линии за 29 секунд.
— Конкурсы мотивируют ребят заниматься созданием роботов. Детей сложно заставить что-либо делать, но в этой сфере они сами готовы развиваться. В этом помогает соревновательный дух — самый сильный стимул для обучения, — отметил Сергей Кушков. — Когда люди с детства начинают увлекаться созданием роботов и участвовать в серьезных конкурсах, то, как правило, это уже их призвание. В большинстве случаев такие ребята связывают с этим всю свою жизнь. Они становятся инженерами, механиками или представителями других технических профессий.
Воспитанники клуба «Мой робот» уже не в первый раз собираются покорить фестиваль «РобоФинист»: в 2018 году команда заняла третье место в номинации «Следование по узкой линии экстремал».
В будущем из юных изобретателей вырастут создатели ракет, «умных» пылесосов и систем беспилотного управления. Некоторые ребята уже сейчас, в раннем возрасте, нашли дело своей жизни.