Поднимать ремесло до уровня искусства
Жительнице района Чертаново Северное Маргарите Соловьевой никто не дает ее возраста. Гордая осанка, спокойные, уверенные движения, лучистый, искренний взгляд. Таких женщин язык не поворачивается называть бабушками — слишком домашнее это слово для нее, единственного в своей профессии Героя Социалистического Труда, видной общественницы, долго проработавшей в городском Совете ветеранов. И только пожелтевшие бумаги из семейного архива выдают тайну: год рождения — 1937.
— Какая же я бабушка? Нет! Я — прабабушка! — смеется наша собеседница. — У меня правнучка Вика уже институт заканчивает, без пяти минут состоявшийся следователь уголовного розыска.
Профессия по наследству
По словам Соловьевой, военные годы она хоть и застала, но тех событий почти не помнит — была слишком маленькой. Она утверждает, что детская память оказала ей услугу — вычеркнула из жизни самые жестокие страницы тех лет.
— Мы жили в Перове. Мама, Анна Родионовна, работала швеей-мотористкой на фабрике, где делали парашюты для десантников. Мне пяти еще не было, когда ее не стало, — вспоминает наша собеседница.
Мать уколола на работе палец. Казалось бы, мелочь, у всех швей руки исколоты. Кто с такой «производственной травмой» по врачам ходить будет, тем более в войну, когда каждая минута рабочего времени на счету? А тут — заражение, сепсис. Когда Анна все-таки угодила на больничную койку, было уже поздно — не спасли.
Профессия Маргарите досталась в наследство от матери. В те годы любая девушка с детства училась шитью — не дома, так в школе, на уроках труда. После седьмого класса Маргарита села за швейную машинку. В 1952 году большие швейные фабрики только восстанавливались или строились, всю страну обшивали рабочие артели. В такую артель попала и она. Называлось предприятие громко — «Спорткультпром», но до настоящего промышленного производства этой скромной мастерской было, конечно, далеко.
— Шили мы спортивную форму. Хлопчатые футбольные трусы — длинные, почти до колен по тогдашней моде, сейчас-то они, пожалуй, вдвое короче будут. Легкие майки со шнуровкой на вороте. Теплые байковые лыжные костюмы, — рассказывает наша героиня.
И спорт, и театр, и любовь
Формы требовалось много: комсомольцы послевоенного поколения – почти поголовно физкультурники, не занимался спортом лишь тот, кого с детства здоровье подвело.
— Я и сама — разрядница по лыжам, большая любительница настольного тенниса, волейбола, легкой атлетики, — говорит Маргарита. — У нас тогда телевизоров не было, а отдых на диване считался уделом стариков.
Еще одним увлечением Маргариты стал театр. После смены — бегом домой, переодеваться из рабочего платья в нарядное, менять тапки на туфли. И — на спектакль. Ничего, что домой вернешься затемно, а с рассветом — новая смена. Зато от каждого представления — море впечатлений! Надолго запомнился девушке спектакль «Таня» с участием знаменитого актера Арбузова. До сих пор наизусть помнятся арии из оперетт «Летучая мышь» и «Вольный ветер» в исполнении молодой Татьяны Шмыги. А когда не удавалось раздобыть контрамарку, коротала швея вечера в обществе старенького радиоприемника — весь цикл передач «Театр у микрофона» переслушала.
В 1958 году Маргарита вышла замуж за молодого видного инженера по имени Олег.
— С этим замужеством у нас целая история вышла, — вспоминает наша собеседница. — Была у меня подруга Аня. Я — общественница, профсоюзница, физкультурница, вечно в делах. А она — скромница, «домашняя» девушка. Решила я ее с хорошим парнем познакомить. А Олег мне вроде приятелем был. Привела я его в нашу девичью компанию. Стали общаться. Да сама и влюбилась, представляете! Ну, думаю, прости меня, подружка, а Олег мне достанется. Так в конце концов и вышло. Прожили мы с ним 12 лет, в 1960-м сын у нас родился — Валерий. Теперь уже и он — почтенный человек, специальность имеет тоже инженерную, трудится в одной частной фирме, счастливо женат.
Побывала Маргарита и второй раз замужем — за творческим человеком, артистом Малого театра Леонидом Кукушкиным. Талантливый человек талантлив во всем. Леонид замечательно пел, выигрывал театральные конкурсы, увлекался живописью. В память о нем, недавно ушедшем из жизни, остались картины на стенах квартиры. Величественные среднерусские пейзажи, пышные натюрморты с филигранно выписанными маслом по оргалиту букетами цветов, графически безукоризненные театральные мизансцены, навеки замершие под искусной кистью.
Работать, чтобы делать счастливыми других
С 1961 года Маргарита трудилась на фабрике, где шили дамское белье. Фабрика была крупной — более 1500 рабочих мест. Именно с ней связаны все крупные трудовые достижения Маргариты. В 1973 году заслужила она здесь первый орден. В 1981-м стала Героем Социалистического Труда.
— Золотую звезду мне вручали в Кремле 16 января — как раз к моему дню рождения, — вспоминает наша собеседница. — Как говорится, «по совокупности заслуг». 43 года общего трудового стажа. У меня только учениц — 123 человека, и все девушки отменными мастерами стали! У нас на фабрике две смены было, так я в свою смену выходила одна — и выдавала по 1500–2000 изделий, а во второй смене столько же успевали две швеи. Секрет рекорда? Да какой тут секрет, работай, не отвлекаясь на всякие пустяки, — и все. Машины держи в исправности, на обеденный перерыв больше 15 минут не трать, куришь — брось (на перекуры время уходить не будет). Так, пожалуй, каждая смогла бы, если свое дело любить. А я любила! Простую вещь сошьешь — а хоть одну женщину счастливее сделаешь.
В начале восьмидесятых, когда построили в Москве новый жилой микрорайон «Северное Чертаново», Маргарита Александровна с семьей переехали сюда. С тех пор ее судьба оказалась тесно связана с судьбой района. Выйдя на заслуженный отдых, швея не оставила общественной работы. Служила в ревизионной комиссии Совета ветеранов. Принимала участие в создании региональной организации «Трудовая доблесть России» — союза героев Труда и кавалеров ордена Трудовой Славы. Занималась организацией классных часов, уроков мужества и трудовой доблести в школах своего округа. Вела разноплановую профориентационную работу среди молодежи. Лишь только около года назад она передала дела новому поколению активистов.
Она и сейчас любит шить. Уже на пенсии освоила искусство пэчворка и дарит многочисленным друзьям и родне оригинальные кухонные салфетки и диванные накидки в технике лоскутного шитья. Яркая, солнечная текстильная мозаика заставляет играть новыми красками даже самый скромный быт.
— Сейчас молодежь, к сожалению, часто пренебрегает рабочими профессиями, — говорит Маргарита. — Отвыкает народ что-то своими руками делать, в списке престижных специальностей — одни адвокаты да торговые менеджеры! А у меня, скажу вам по секрету, есть мечта: чтобы при очередной реформе образования в школу вернули настоящие уроки труда. Те самые, на которых мальчики учились табуретки сколачивать, а девочки — шить. Чтобы с детства привыкал человек талантом своим поднимать ремесло до уровня искусства. Чтобы не оскудела Россия мастерами. Когда-нибудь новое поколение обязательно придет к пониманию важности этого вопроса!