Прежде всего — видеть человека
Спортивная школа олимпийского резерва «Юность Москвы» по плаванию «Труд», занимающаяся в бассейне учебно-спортивного центра «Труд» на Варшавском шоссе, дом № 14, — одна из лучших в нашем городе. С 2019 года возглавляет ее директор Наталья Марчук, до этого проработавшая в должности заместителя директора десять лет.
Школа была основана в далеком 1958 году на базе спортивного бассейна № 1. С тех пор и в прямом, и в переносном смысле немало воды утекло через трубы московских спорткомплексов. Сегодня отделение плавания «Юности Москвы» — это более 500 учеников, занимающихся абсолютно бесплатно, десятки чемпионов в званиях от кандидата в мастера спорта до мастера спорта международного класса, тренерский коллектив высочайшей квалификации. И — имена, составляющие ныне спортивную гордость и славу родного города. Артем Лобузов — заслуженный мастер спорта, участник двух Олимпиад, чемпион мира в составе сборной России, победитель чемпионатов Европы, призер Всемирной Универсиады. Дарья Васькина — мастер спорта международного класса, бронзовый призер чемпионата мира, трехкратная чемпионка юношеских Олимпийских игр, чемпионка России, член Олимпийской сборной. Александра Быкова и Николай Снегирев — кандидаты в сборную России на будущую Олимпиаду; мастера спорта Анастасия Журавлева, Наталья Тарасова, Борис Тимаков, Елизавета Королькова, Кирилл Чибисов, Екатерина Кудинова, Александр Тарабрин.
— Это далеко не полный перечень наших выдающихся учеников, — говорит Наталья. — Выдающиеся спортсмены растут практически в каждой возрастной группе. На начальную подготовку мы принимаем ребят от семи лет, многие даже совсем не умеют держаться на воде, когда приходят к нам. И у тех, кто поймет, что спорт может стать частью его жизни, есть шанс подняться до высот спортивного мастерства.
Все началось с гимнастики
Сама Наталья в детстве не думала, что возглавит одну из лучших столичных спортшкол. Родилась не в Москве — в военном городке близ Ташкента. Отчим, Владимир Владимирович, — летчик военно-транспортной авиации, пилот вертолета Ми-8, не раз побывавший в служебных командировках в Афганистане. Мама, Лидия Николаевна, — химик-технолог. Обыкновенная на вид военная семья, и никаких знаменитых спортсменов в роду.
— Меня можно с полным правом называть папиной дочкой, — утверждает наша собеседница. — Несмотря на то что с формальной точки зрения отец у меня был не родной, именно его настоящее отцовское сердце, его мудрое воспитание сделало меня такой, какая я есть. Воля, привычка к регулярным физическим нагрузкам, строгая самодисциплина — все лучшее во мне от него. Родители были неплохими физкультурниками: отец играл в волейбол, мама увлекалась легкой атлетикой, так что меня совершенно не удивило, когда в шесть лет я попала в школу спортивной гимнастики.
В те годы тренеры спортивных школ и секций посещали детские сады и школы — искали перспективных учеников. Ничего, что в сентябре на занятия запишется весь класс — через год останутся только самые стойкие, самые целеустремленные. Те, из кого можно будет вырастить чемпионов. Своего первого тренера Татьяну Вениаминовну, которая за руку привела шуструю дошкольницу в спортзал, Наталья будет помнить всегда.
Счастье ученичества
— У людей, далеких от серьезного спорта, бытует совершенно абсурдное, на мой взгляд, мнение, что у юных спортсменов нет детства, — говорит Наталья. — Тренировки, сборы, соревнования «съедают» уйму времени, а ведь еще и в обычной школе учиться надо! А во дворе когда гулять? Когда играть в куклы с подружками, смотреть мультики? На самом деле, если учебный процесс организован правильно, никаких «детей без детства» не получится. Будут обыкновенные счастливые ребята — со своими юными мечтами и увлечениями, с кучей друзей, отличающиеся от прочих лишь тем, что их фотографии приклеены в родной школе на стенд с надписью «Наша гордость». Мне было легко и интересно учиться. Тем более что с учителями очень повезло. Нам не просто «преподавали предмет» — нас учили самостоятельно мыслить, творить, искать.
Наталье запомнился случай на уроке истории: ее вызвали к доске. Тема была героическая — Ледовое побоище. Девочка подробнейшим образом рассказала о ходе сражения, о великом русском князе-полководце Александре Невском — точно по учебнику — и уже подставила дневник под заслуженную пятерку. Но учитель с отметкой не спешил.
— «На следующем уроке расскажешь мне снова», сказал он мне, — вспоминает Наталья Евгеньевна. — «Только не так, как сейчас, сухо и безэмоционально, а своими словами. Тогда и пятерка будет по заслугам». Я считаю, что педагог был прав: зазубрить параграф учебника — это еще не знание истории!
В числе других любимых предметов у отличницы Наташи были и русский язык с литературой. Впрочем, Наталье нравились и далекая от гуманитарных дисциплин сухая алгебра, и английский язык, который преподавала строгая и требовательная опытная учительница, благодаря которой ученики начали по-английски не только говорить, но и думать, когда это нужно.
— В спортшколе я уже в 11 лет получила первый — взрослый — спортивный разряд, — вспоминает Наталья. — Моими любимыми снарядами были брусья и гимнастический козел. Позже, по мере освоения техники, легко стала чувствовать себя на ковре для акробатики. А вот бревна, признаться, я побаивалась. И дело здесь даже не в страхе упасть с высоты, просто ширина снаряда всего около десяти сантиметров, и выполнять на нем упражнения действительно сложно. Но на самом деле у меня хватало и силы, и ловкости, и вестибулярный аппарат был неплохой, так что главное было — поверить в себя. Я смогла.
Зажечь и повести за собой
Заслуженным итогом пота и слез на тяжелых тренировках было звание кандидата в мастера спорта, место в республиканской сборной, поступление в 17 лет в Ташкентский институт физкультуры. Спортивная карьера шла своим чередом, впереди были соревнования, на которых она должна была защитить свое право на звание мастера спорта.
— И тут случилось то, чего каждый спортсмен в душе всегда опасается, — травма. Так что мне суждено было остаться в кандидатах, — вспоминает Наталья. — И чтобы быстрее восстановиться, мне пришлось несколько поменять направление деятельности. Я сменила гимнастический зал на татами и бассейн. Дзюдо, киокусинкай-каратэ, кикбоксинг, плавание стали моей новой судьбой.
А по окончании 3-го курса – как раз тогда, когда пришло осознание, что пора ученичества подходит к концу и надо выбирать дальнейшую дорогу, Наталью пригласили во время практики подменить заболевшего учителя физкультуры в школе.
— И вот стою я — невысокая, легонькая — в просторном спортзале, а передо мной 8-й «В» класс, 15-летние акселераты, все как один на голову выше меня! — рассказывает наша собеседница. – Стоят, хихикают чуть не в голос! Ребята знают, что я у них — временно, и заниматься физкультурой им откровенно лень. Особенно девочкам, у которых как раз период становления женской физиологии, что тоже накладывает свой отпечаток на желание получать физнагрузки. Мной даже манипулировать попытались: мол, у всей прекрасной половины класса то голова болит, то живот крутит… Ну, думаю, или пан — или пропал! Не сумею заинтересовать, зажечь класс — значит, не тренер и был здесь в моем лице!
Наталья вкратце объяснила им, что за ближайшие две недели надо будет получить каждому по две оценки. И в их интересах, чтобы эти оценки были хорошими. А потом закатила всему классу круговую тренировку — по полторы минуты на каждый снаряд или упражнение с минимальным интервалом для отдыха. Тяжело? Но именно круговые занятия сейчас чрезвычайно популярны в любительских спортклубах — таким способом и выносливость «раскачивают», и силу, и с лишним весом воюют эффективнее некуда! А 15 лет — это как раз возраст становления выносливости. К середине урока ребята втянулись и даже стали соревноваться, у кого лучше получается.
— Взаимовыгодное у нас с этим классом сотрудничество получилось, — утверждает Наталья. — Ребятам — необычный урок, мне — бесценный опыт. Так я и научилась делать из тусовщиков физкультурников. А потом у меня были малыши восьми-девяти лет. К этим совсем иной подход нужен. Найти его мне помогло то, что в институте я всерьез увлеклась психологией и постепенно разобралась, как понимать детей любого возраста.
Учитесь уважать людей!
Потом была работа в качестве заместителя директора в одной из спортшкол, счастливое замужество, рождение сына, переезд в Москву. В весьма непростое для спортсменов время — в те самые 1990-е, когда стране было не до детского спорта.
— Москва любит проверять своих новоселов на прочность. Мне пришлось получить еще одно образование — экономическое, поработать в банке, поруководить коммерческим фитнес-клубом, — рассказывает Наталья. — Но призвание есть призвание. Я вернулась к спортивной деятельности. И вот я здесь. А со мной — дети со всего Донского района, да что там — со всего Южного округа столицы. Они любят движение, а я люблю их.
С супругом Наталью тоже познакомил спорт: по вечерам у нее занимались взрослые, целая команда молодых офицеров. И с одним из них, с крепким немногословным красавцем Юрием, участником локальных конфликтов, постепенно завязались отношения, вспыхнула любовь. Сейчас уже вырос сын Алексей — тоже военный и спортсмен. Иначе просто быть не могло.
В тесноватом кабинете директора надрывается телефон. Наталья Евгеньевна снимает трубку: «Да, спортшкола, здравствуйте. А какой у вас разряд? Заканчиваете в этом году институт физкультуры? Да, конечно, тренеры нам нужны, присылайте резюме, назначим собеседование». Школа плавания «Юность Москвы» расширяется, развивается, живет.
— Через несколько дней придет к нам новый молодой специалист. Первым делом посмотрю ему в глаза, узнаю, чем живет человек, чем дышит. Может, он вольется в коллектив, станет не только нашим коллегой, но и другом? Говорят, друзей не должно быть много. В моем круге общения есть примерно с десяток по-настоящему близких людей — некоторые еще из школы, из института, а иные уже здесь появились. Просто надо уважать человека, искать в его душе самые лучшие грани — и он воздаст за это самоотверженной работой, искренним отношением к делу, отличными результатами учеников. Наверное, это и есть мое настоящее место в жизни.