Загорье цветущее и купеческое: 400 лет из истории современного микрорайона
Загорье впервые упоминается в документах, датированных XVII веком. Сегодня это небольшой микрорайон в составе Бирюлева Восточного.
Корреспондент «ЮГ» встретилась с местной жительницей Тамарой Филатовой, которая в течение нескольких десятков лет восстанавливала историю Загорья.
Детство Тамара Спиридоновна провела в разъездах: менялись города и школы, но неизменной оставалась любовь к истории, литературе и русскому языку. Она с отличием окончила историко-филологический факультет Бурятского педагогического института.
В 1978 году Тамара Спиридоновна переехала в Загорье, где живет по сей день. Когда ее дочь пошла в первый класс, она устроилась в ту же школу учителем истории.
— Я всегда мечтала преподавать, а тут выпал такой шанс, — рассказала она.
С тех пор и до выхода на пенсию — почти 40 лет — Тамара Спиридоновна работала в школе №1861 «Загорье».
Накануне празднования 850-летия столицы ввели новый предмет — москвоведение. Ученики с интересом узнавали историю родного города и со временем стали задавать вопросы о прошлом микрорайона.
— Ребята часто спрашивали: «Тамара Спиридоновна, а что было на месте нашей школы? А что было в Загорье?». Я не знала, что им сказать. Ведь микрорайон в 70-е годы интенсивно застраивали, жителей переселяли в новые дома. Вопросы детей подтолкнули меня к изучению истории Загорья.
Тамара Филатова читала много книг, просматривала архивные документы, встречалась со старожилами. Более 30 лет поисков превратились в десятки работ. Собранный материал послужил основой для создания школьного музея «Моя малая Родина». Сегодня это один из лидеров городского проекта «Мой район в годы войны».
Загорье в XVII и XVIII веках
Экскурс в историю Загорья стоит начать с XVII века, когда сельцо принадлежало дворянину Андрею Племянникову. Это первый известный владелец поместья. Здесь жили крестьяне: занимались садоводством, вели сельское хозяйство и разводили скот.
Спустя время, в XVIII веке, Загорье приобрел советник Коллегии иностранных дел Петр Курбатов — сын сподвижника Петра I.
Всего в нескольких километрах, в Царицыне, императрица Екатерина II мечтала о создании большой усадьбы. Покупка Загорья входила ее планы. Петр Курбатов с большим желанием согласился продать сельцо.
Но мечте не суждено было сбыться — Екатерина Великая охладела к Москве, и о Загорье забыли.
Загорье Герценовское
Время шло, менялись и хозяева Загорья. Определить, кто владел усадьбой в начале XIX века, оказалось не такой уж простой задачей.
— Родители одного из учеников подарили мне книгу, в которой я обнаружила небольшую заметку о Марии Хованской. Именно ей в первой четверти столетия принадлежало Загорье, — вспомнила Тамара.
Мария Алексеевна Хованская — родная тетя писателя Александра Герцена. Летом она жила в Загорье с племянницей Натальей Захарьиной, которую взяла на воспитание.
Племянник Хованской, Александр Герцен, рос в богатой семье, окончил Московский университет. В 1834 году за исполнение с друзьями «недозволенных» песен его арестовали и сослали в Вятку.
Наталья и Александр вели переписку и вскоре полюбили друг друга.
В своих посланиях Герцен писал, как мечтает приехать за Натальей в Загорье, но так никогда здесь и не побывал. После окончания ссылки его перевели во Владимир. Влюбленные встретились в 1838 году, тайно поженились. Спустя девять лет семья эмигрировала в Европу под предлогом необходимого лечения.
Ходит легенда, что в Загорье по сей день сохранился камень, на котором Наталья писала будущему мужу письма.
Память об Александре Ивановиче навсегда закрепилась в Бирюлеве Восточном. В его честь назвали Герценовские пруд и парк.
Последние владельцы Загорья
Тамара Спиридоновна продолжила изучать историю Загорья и рассказывала интересные факты о микрорайоне ученикам.
— Во время экскурсии по Музею меценатов-благотворителей мы с ребятами заметили фамилию, которая нас заинтересовала — Крестовниковы. Я видела ее не в первый раз. Барыню Крестовникову упоминала одна из коренных жительниц Загорья. Эту же фамилию можно увидеть на страницах книги «Москва купеческая».
Тамара попросила экскурсовода подробнее рассказать об этой семье. Оказалось, сотрудница музея была знакома с правнучкой Крестовниковых Марией Каверзневой и дала ее номер телефона.
— Это была такая находка! — вспоминает Тамара Спиридоновна.
Мария Михайловна Каверзнева жила в Южном округе. Кандидат медицинских наук и ученый с мировым именем работала в онкологическом центре.
— Благодаря встрече с Марией мне удалось собрать уникальный краеведческий материал и пополнить экспозицию музея фотографиями Загорья 100-летней давности.
История Григория Крестовникова и его будущей жены Юлии Морозовой началась на одном из музыкальных вечеров, где они впервые встретились. Взаимная симпатия переросла в брак, объединивший две известные купеческие семьи меценатов-благотворителей.
Крестовниковы многое сделали для Загорья. Они откупились от строительства через сельцо железной дороги из Павельца, чтобы сохранить прекрасные сады и ягодники, провели шоссейную дорогу. Она частично сохранилась до наших дней в составе 3-й Радиальной и Липецкой улиц.
В Загорье провели телефонный кабель — большую редкость по тем временам. Но самой важной заслугой Крестовниковых стало открытие в сельце церковно-приходской школы. Здесь мальчики и девочки изучали основные предметы, занимались рукоделием и ремеслом. Закон Божий из соседней деревни Булатниково приезжал преподавать батюшка.
Благодаря Крестовниковым в Загорье было много грамотных людей. Семья оставила о себе добрую память. Они устраивали для селян спектакли и праздники, спонсировали строительство медицинских учреждений.
Крестовниковы владели усадьбой до Октябрьской Революции 1917 года.
Цветущие сады — жемчужина Загорья
В 1932 году в Загорье открыли Московскую областную плодово-ягодную станцию. Ее последним директором был Василий Трушечкин — Герой Советского Союза.
Он попал на фронт совсем молодым. При форсировании Днепра в 1943 году ему было всего 20 лет. По заданию командования, его рота закрепилась на противоположной стороне реки и успешно продолжала бой.
— Василия тяжело ранили, он попал в госпиталь. О присвоении звания Героя Советского Союза он узнал случайно — из соседней палаты к нему пришли и сказали: «Вась, там по радио вроде о тебе говорили».
После госпиталя его демобилизовали, и Василий Григорьевич занялся научной деятельностью. Блестяще окончил сельскохозяйственную академию и аспирантуру. После этого его назначили директором плодово-ягодной станции, которая проработала до 1960 года.
На ее базе открыли единственный в стране Всероссийский технологический институт садоводства и питомниководства, известный в народе как «НИИ садоводства». Василий Трушечкин возглавлял научное учреждение в течение 30 лет.
В Загорье Василий основал Спортивный клуб имени братьев Огуренковых. Организовал единственный в России международный детский турнир по боксу, где до конца своих дней был почетным членом жюри.
— Я приходила на тренировки и спрашивала: «Ребята, а кто такой Василий Григорьевич?». Они отвечали: «заслуженный олимпийский чемпион по боксу». Но он никогда не был спортсменом из-за тяжелых ранений.
Загорье современное
Бирюлево Восточное вошло в черту столицы в 1960 году, как и все, что располагалось в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги. Загорье стало микрорайоном в его южной части.
Во время массовой застройки в 1970-е годы снесли многие дома, разобрали школу. Сейчас на их месте продолжают расти многоэтажки.
Для того чтобы найти ответы на вопросы юных жителей Загорья, Тамаре Спиридоновне понадобилось более 30 лет. За свой труд она была удостоена звания «Почетный житель Бирюлева Восточного».
После выхода на пенсию в 2017 году она продолжила рассказывать историю микрорайона на лекциях для участников проекта «Московское долголетие». Школу Тамара Спиридоновна тоже посещает по сей день — уроки уже не ведет, но остается научным консультантом музея.